Государственному Кремлевскому дворцу – полвека. Выросло несколько поколений москвичей, которые ходили сюда сначала на кремлевские елки, потом на спектакли Большого театра и театра «Кремлевский балет», выступления эстрадных исполнителей и мировых звезд.
Имя дал Хрущев
Со временем позабылось, что создавался дворец как место проведения партийных съездов и значимых общественных собраний. Что первым здесь прошел знаменитый ХХII съезд КПСС, провозгласивший: в 1980 году советский народ будет жить при коммунизме. Чтобы успеть к открытию форума, пришлось ударно потрудиться: от начала проектирования (главный архитектор проекта – Михаил Васильевич Посохин) до завершения строительства здания прошло всего 16 месяцев – рекордно короткий срок. Когда государственная комиссия принимала постройку, приехал инициатор ее возведения Н.С. Хрущев. Осмотрел фасад из стекла и мрамора, центральное фойе, украшенное мозаичными изображениями гербов всех союзных республик работы Александра Дейнеки; грандиозных размеров зал и сцену, превосходящую по габаритам сцену Большого театра; служебные помещения и технические службы, размещенные на шести уходящих под землю этажах, – и остался доволен: «Все хорошо. А как мы его назовем?» И в ответ на реплику: «Здание съездов», – возразил: «Не годится. Это – дворец!» Кремлевским дворцом съездов (КДС) он и оставался до 1992 года, когда был преобразован в Государственный Кремлевский дворец.
«Это не для вас»
Полвека назад никто не предполагал, что Дворцу съездов уготована судьба главной концертной площадки страны. И хотя в состав госкомиссии, контролировавшей стройку, входили выдающиеся театральные режиссеры Борис Покровский и Юрий Завадский, никто не собирался воспользоваться их опытом и мастерством. На одном из заседаний комиссии, которые они, как ответственные и дисциплинированные люди, регулярно посещали, было сказано: «Это не для вас, можете не приходить».
В декабре 1961 года состоялось официальное открытие дворца, и оказалось, что сцена не должна простаивать. «Театры выступать на новой площадке категорически отказались, и тогда КДС стал в приказном порядке второй площадкой Большого театра и оставался таковой на протяжении 28 лет, – говорит народный артист России Андрей Петров, основатель театра «Кремлевский балет» и директор КДС с 1993 по 2001 год, а до этого – ведущий солист балета ГАБТа. – Здесь шли «Лебединое озеро» в двух версиях, «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка» в хореографии Р. Захарова, «Легенда о любви», «Спартак», «Гаянэ» и много чего еще – очень большой балетный репертуар. Зрители с удовольствием приходили сюда и на оперные постановки Большого театра».
Митинг на фоне балета
В 1990 году Андрей Петров создал на базе КДС новый коллектив «Кремлевский балет», и у дворца появляется собственная постоянная труппа из молодых балетных артистов. «Политическая обстановка в 90-е годы была сложная, – продолжает рассказ Андрей Борисович. – Во время последнего акта балета «Лебединое озеро» из зала на сцену поднялся человек и начал к чему-то призывать под музыку Чайковского на фоне танцующих артистов. Мне пришлось закрыть занавес. Митинговавшего увели за кулисы, и под зрительские аплодисменты спектакль продолжился. С тех пор путь на сцену из зала контролируется специальными дежурными». Контролируется настолько хорошо, что даже нас, участников юбилейного пресс-тура по дворцу, не пустили ни на сцену, ни за кулисы, ни в подземные помещения, где, по утверждению персонала дворца, до сих пор хранятся стулья из президиума, на которых сидели Хрущев и Брежнев. О технической «начинке», которая обеспечивала жизнедеятельность дворца, мы узнали со слов Владимира Игоревича Кожина, управляющего делами президента РФ: «В свое время сюда было поставлено уникальное оборудование. Когда впервые попал в подземелье нашего дворца и увидел механизмы, я очень удивился. Они датировались концом сороковых – пятидесятыми годами. Заводы, которые производили эту технику, перестали существовать, а сама техника исправно работала».
Вертолетам сказали «нет»
В 2004 году началась комплексная реконструкция дворца.
Вскрывалась электропроводка, монтировалась система климат-контроля, менялись коммуникации. Проводились исследования всей коробки здания на предмет устройства на крыше вертолетной площадки. Тогда-то и выяснилось, что все построено и смонтировано основательно и вертолеты спокойно могут барражировать над Кремлем, только вот древним кремлевским храмам такое соседство не очень «показано», и от взлетной площадки пришлось отказаться.
Самые сложные работы проходили в зале. Демонтировался старый подвесной потолок, состоявший из алюминиевых «радуг» с вмонтированными в них 4500 электрическими светильниками. Теперь потолок деревянный с закрывающими его тканевыми «парусами». Заменено покрытие стен. В итоге значительно улучшилась акустика. Установлено самое совершенное световое и звуковое оборудование.
Знаменитый банкетный зал с «плавающим» полом – отдельная история. Он рассчитан на массовые мероприятия, в том числе танцевальные. И в процессе его установки вызывали подразделение солдат, которым было предписано маршировать и громко топать. Так проверяли, не мешает ли верхнее «мероприятие» нижнему, проходящему на главной сцене, не возникает ли резонанса.
Реконструкция длилась семь лет и велась «без шума и пыли», так, что никто и не заметил этого колоссального ремонта. По утверждению Владимира Кожина, от старого дворца остался только каркас. Все, что связано с техникой и оборудованием, обновлено. С декором – оставлено, как и знаменитое панно Дейнеки в «гербовом» вестибюле: оно является памятником культурного наследия. Собственно и весь дворец этот отныне памятник истории и культуры, памятник эпохе, в которой он возводился, символ времени – как и все, что находится за кремлевской стеной. А вот проход к этому памятнику будет изменен. Говорит Владимир Кожин:
– В следующем году мы приступаем к решению сложной проблемы, к которой подбирались очень давно: это более комфортный проход в ГКД. Мы находимся в уникальной охранной зоне, где любое строительное мероприятие связано с большим комплексом вопросов. На сегодняшний день эти вопросы решены. После Нового года надеемся приступить к реализации этой программы, и после этого проход гостей через Кутафью башню сократится по времени в два, а может быть и в три раза. Это произойдет за счет реконструкции зоны вокруг башни и увеличения количества проходов в десятки раз.
Москва. Центр, Елена ЛИТОВЧЕНКО